Отредактировано:01.04.20 15:22
- Сегодня - 1 апреля, почему никто не шутит?
- Дошутились.
Если вспомнить о том, что дуракам конкретно везёт, то первого апреля можно считать и праздником везения.
ИДУ ТУДА, НЕ ЗНАЮ КУДА Великий психолог и философ Карл Юнг говорил: сказка - это кодовый язык, шифр нации. И если она глупит, то нарочно. Потому что должна быть общедоступной. Сказок было бесчисленное множество. Но до нас дошли лишь те, которые прошли тщательную проверку временем. Сами посудите: если сказка тысячелетиями передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и почти в первозданном виде дошла до нас, людей XXI века, значит, она несет в себе некое глубокое знание. А это знание, как ни парадоксально звучит, заложено в хорошо известном персонаже - Иване-дураке. Ему почему-то всегда везет. Его за что-то все любят и помогают. И ему достаются все главные призы. В том числе и красавицы царевны. Несмотря на кажущиеся безделье и легкий идиотизм. Почему? На эти вопросы отвечает кандидат филологических наук, специалист по психологии культуры Марина Князева. - Марина Леонидовна, всякая сказка начинается с того, что герой отправляется в путь. Куда и зачем идет герой западных сказок, а куда - наш? - Иностранный сказочный персонаж идет затем, чтобы состояться в этой жизни: получить профессию или найти клад. Это целеустремленный герой с четким вектором движения. Если кто-то попадается ему на пути, он быстро его побеждает и идет дальше к цели. Западный герой хронометрирован: все его время рассчитано так, чтобы он оказался на вершине славы и богатства. В этих сказках заложен механизм выживания западной нации - идея личного преуспевания. Наш же герой отправляется в путь со странными задачами вроде пойти туда, не знаю куда, чтобы принести то, не знаю что. Либо найти человека глупее себя. Импульс его движения - самопознание. Наш герой всегда отвлекается по пути: то яблоне поможет сбросить плоды, то печи - освободиться от пирогов. Отсутствие целеустремленности при максимальной жалостливости - наша культурная установка. В русских сказках стоит задача выживания не личного, а "кустового". И поэтому герой помогает всем. А затем ему помогают справиться с серьезной проблемой то медведь, то лисица, то муравей. Глубинный смысл наших сказок такой: только соединившись, можно решить проблему. Вот вам механизм русской соборности: русский обретает свое "я" в чужой судьбе. РИСКОВЫЙ ВАНЯ - Дурак - это отнюдь не характеристика умственных способностей, - продолжает Марина Леонидовна, - а прежде всего нарицательное русское народное имя. Такое же, как Мужик. И его характерная особенность - склонность к риску, вызванная наплевательским отношением к собственной персоне. Во многих сказках братья идут выручать кого-либо. И попадают на распутье трех дорог. Умные братья выбирают самое приятное, хорошее для себя - жениться. Встречают прелестных девиц, они их кормят-поят. А в итоге сбрасывают в подвал. У Ивана нет мысли, что он самый умный. И что он должен получить лучший кусок. Поэтому на распутье он выбирает "направо пойдешь - жизнь потеряешь". И оказывается победителем. Царевна и все царство в придачу - всего лишь побочные эффекты его движения. Мораль: выигрывает тот, кто больше ставит на кон. Как правило, Иван в пути встречает старичка. Тот дает ему мудрый совет, которому Иван беспрекословно следует. Это говорит о том, что Иван-дурак обладает даром слушания. Умный же сам все знает, поэтому и гибнет. Знание и сила в сказке расщеплены. Мудрость бездейственна, она накоплена или в старике, или в Царевне-лягушке, или в Коньке-Горбунке. И они передают ее Ивану. То, что выдает себя за ум, - это и есть как раз глупость. - Всех русских богатырей тоже можно считать дураками, потому что они простодушны, как дети? - В каком-то смысле да, ведь истинная сила по сказке бесхитростна. Вспомните, богатырь побеждает в схватке, а затем его уничтожают хитрые противники и приписывают себе его победы и получают его награды. Почему? По русской сказке так: сила и хитрость не соединяются. Тот, кто совершает подвиг, не хитрит. Это и есть разгадка формулы "почему дураку везет". ЧТО НИ ЦАРЬ, ТО БОЛЬНОЙ - Почему русский царь в сказках всегда немощен и глуп? - Этим персонажем сказка поднимает ценность самостоятельности человека. Хороший - значит самостоятельный. А царь зависим от своих подданных, поэтому его все обманывают. Глупый царь инфантилен. Как капризный ребенок, он жесток, недалек и совершает нелепые поступки. Он хочет жениться на девице-красе, но сначала испробует Ивана в кипящей воде. Иван выходит красавцем, а царь сваривается. Потому что Иван прошел все трудности, которые его психически закалили. Поэтому и кипяток ему нипочем. А царь погибает, потому что сказка не любит инфантильных. - А в другой сказке царь наказан тем, что его дочь - царевна Несмеяна. Дети тут царские при чем? - Эта депрессивная девушка - признак наследственного вырождения всех великих царских родов мира. Почему Иван вылечивает Несмеяну? Здесь получается такой обмен - не Иван получает в приз царство и невесту, а царь получает в приз здоровые народные гены. И этот брак спасает царскую семью от вырождения, а страну - от смуты. Это скрытая форма героизма.
КСТАТИ Сказочные герои еще и лентяи! Русские сказки прямо-таки пропагандируют беззаботный образ жизни. Емеля, лежа на печи, полцарства заполучил вместе с царской дочкой. Илья Муромец, 33 года проспав, встал и покорил всех врагов. Да и Иван-дурак не сильно перетрудился - за него работал Конек-Горбунок. Может, лень - не такое уж отрицательное качество? - ПРОДОЛЖЕНИЕ В КОММЕНТАРИЯХ)))